Сразу же после вторжения в Украину, Россия активизировала информационную войну, и одной из целей пропаганды стала действующая в стране исследовательская лаборатория.
6 марта 2022 года на официальной странице МИД России в Твиттере появилось заявление, посвященное действующей в Украине, «финансируемой министерством обороны США военно-биологической» лаборатории, в которой, по уверению Москвы, во время «специальной военной операции» были обнаружены доказательства того, что украинская сторона в срочном порядке устранила все следы ведущихся там работ.
Спустя некоторое время после этого, официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что уничтожение особо опасных патогенов стало необходимым для США и Украины с целью сокрытия фактов нарушения первого пункта международной конвенции о запрете биологического и токсикологического оружия.
15 марта министр иностранный дел России Сергей Лавров заявил о «смертельной опасности», которую несут американские лаборатории – по его словам, выявленные факты показали колоссальный объем нелегитимной деятельности США с целью их распространения по всему миру.
17 марта командующий войсками радиационной, химической, и биологической безопасности вооруженных сил РФ, генерал Игорь Кириллов заявил, что имеющиеся у командования документы ясно указывают на наличие в Украине компонентов биологического оружия. Несколькими днями ранее он же затронул тему действующей в Грузии лаборатории Лугара – по его словам, именно на этом объекте был разработан широко распространившийся в 2007 году свиной грипп [1].
23 марта пресс-спикер Кремля Дмитрий Песков заявил, что есть убедительные свидетельства того, что США размещают целую сеть лабораторий в странах, окружающих Россию, в том числе и в Украине. По его словам, с 2017 года Россия не владеет ни химическим, ни биологическим оружием, и в этой ситуации наличие секретных, и управляемых США лабораторий содержит в себе большие риски.
24 марта официальный представитель министерства обороны России генерал-майор Игорь Конанешков заявил, что в ближайшее время Россия предоставит оригиналы документов, подтверждающих, что Пентагон утвердил проект ЮП-2, целью которого является изучение в Украине эндемических, и особо опасных инфекций. Работа включала в себя также создание новых штаммов сибирской язвы. По словам Конашенкова, эксперименты Пентагона не ограничивались только выведением опасных вирусов –фармацевтическая компания, связанная с правительством США, проводила испытания незарегистрированных медикаментов на украинских военных.
Официальным заявлениям представителей РФ об американских биолабораториях предшествовала дезинформационная кампания, развязанная неидентифицированными пользователями в социальных сетях. В частности, 24 февраля, в первый же день вторжения в Украину, в социальных сетях появились сообщения о том, что якобы Россия вторглась в соседнюю страну из-за американской биолаборатории (линк 1, линк 2). Эта дезинформация подготовила почву для одного из главных тезисов Кремля – «специальная военная операция» в Украине – легитимна, так как «соседняя страна при помощи США пытается завладеть химическим и биологическим оружием».
По данным проекта немецкого фонда Маршалла – Альянса защиты демократии – анализ социальных сетей (Twitter) на период 24 февраля - 24 марта, показал, что российские и китайские чиновники, а также представители СМИ, использовали понятие «биолаборатория» 500 раз.
Впрочем, сама по себе дезинформационная кампания вокруг американских лабораторий, не является чем-то новым – Россия в течение многих лет «утверждает», что биолаборатории на территориях стран бывшего СССР таят в себе высокую опасность бесконтрольного распространения химических и биологических патогенов. Эта тема, как правило, время от времени актуализируется в кризисных ситуациях.
Первоисточники обвинений в Украине и Грузии
Впервые дезинформация о центре снижения биологической опасности в Украине появилась в 2015 году. Следует отметить, что необходимость создания таких лабораторий связана с тем, что Украине в наследство от СССР достались проекты нелегальной разработки биологического оружия. До 2014 года Россия и Украина активно сотрудничали в области снижения рисков, связанных с опасными патогенами, в том числе и на уровне лабораторий, действующих в России. Однако после первой российско-украинской войны 2014 года сотрудничество было прекращено, а дезинформационная кампания активизировалась. Сам факт, что заявления о биологической опасности со стороны России не делались до 2015 года, наглядно демонстрирует, что обвинения выдуманные, и не преследуют никакой иной цели, кроме дискредитации лабораторий, с которыми до войны Москва сама сотрудничала.
Одним из первых, кто сделал заявление о биолабораториях в Грузии и Украине, был экс-депутат Госдумы и бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. В частности, в 2015 году он заявил, что действующая в Одессе лаборатория является частью системы, которую США строят вокруг России. По его словам, в Украине надзор над распространением и циркуляцией опасных инфекций уже давно находится под контролем США.
Кроме российских официальных лиц, дезинформацию о лабораториях распространяли и пророссийские политики в Украине – в частности, в 2020 году глава политсовета партии «Украинский выбор» Виктор Медведчук и член этой же партии Ренат Кузьмин опубликовали на сайте партии заявление о незаконных действиях со стороны действующих в Украине американских лабораторий. По их словам, научные центры принимают участие в разработке оружия массового уничтожения, и в результате их деятельности в стране уже было зафиксировано несколько вспышек опасных инфекций, и есть опасность их повторения.
Заявления относительно лаборатории Лугара, действующей в Грузии, имеют куда более долгую историю – в частности, еще в 2011 году Геннадий Онищенко заявил, что Грузия специально распространила на Юге России свиной грипп, что было оценено им как экономический саботаж. По его словам, вирус был разработан сотрудниками Центра Лугара.
Позднее секретарь Совета безопасности Абхазии Мухаммед Килба заявил, что «вблизи границ Абхазии осуществляется производство биологического оружия». Он также предположил, что массовое отравление детей в Ткварчели в 2013 году, также как и вспышка свиного гриппа, связаны именно с работой лаборатории Лугара.
В 2018 году экс-министр безопасности Грузии Игорь Гиоргадзе на состоявшейся в Москве пресс-конференции заявил, что в лаборатории Лугара проводились секретные эксперименты. По его словам, группы американских экспертов военной медицины и частных контрактов, возможно были вовлечены в преступную деятельности. Однако после того, как ВВС потребовала от Игоря Гиоргадзе предоставить доказательства выдвигаемых им обвинения, он заявил, что такими свидетельствами он не располагает. По его словам, делая свои заявления, он опирался на открытые источники, и не анализировал распространенную ими информацию.
При этом, несмотря на многолетние обвинения в адрес Центра Лугара, за все прошедшие годы так и не было найдено никаких подтверждений, и не была предъявлена ни одна жертва «секретных экспериментов». Глава Национального центра по контролю над заболеваниями Амиран Гамкрелидзе заявил, что Центр Лугара не имеет ничего общего ни с лечением людей, ни с проведением «секретных экспериментов», о которых говорил Игорь Гиоргадзе.
Параллельно с российскими политиками и представителями пророссийских сил, дезинформацию о биолабораториях активно распространяют подконтрольные Кремлю СМИ и журналисты. За заявлением Игоря Гиоргадзе последовало «расследование» болгарской журналистки Диляны Гайтанджиевой под названием «Биовойны Пентагона». В подготовленных ею сюжетах речь, в частности, о некоем проекте GG-21, который предусматривает разработку опасных патогенов и проведение испытаний на военнослужащих грузинской армии. В качестве доказательств она приводит документы, аутентичность которых вызывает большие сомнения – в частности, подделки, созданные на базе материалов, похищенных из компьютеров министерства обороны Грузии по время кибер-атаки в 2020 году.
Дезинформацию о работе лаборатории распространял и близкий к Кремлю журналист Джеффри Силверман, который говорил о смерти людей в лабораториях и ее причастности к распространению коронавируса. Однако при этом не привел никаких сколь-нибудь весомых доказательств реальности этого утверждения.
Реальная деятельность лабораторий
На самом деле лаборатории в Грузии и Украине занимаются не разработкой и распространением, а напротив, превенцией распространения биологического оружия. Их деятельность включает в себя эпидемиологический и лабораторный надзор над инфекционными и неинфекционными заболеваниями, своевременное обнаружение угроз эпидемий, и исследовательскую работу. Кроме того, одной из целей лабораторий является установление происхождения эпидемиологических вспышек- являются они естественными, или искусственными.
И в Грузии, и в Украине лаборатории действуют на основании соглашения о «Предотвращении распространения опыта, технологий, и патогенов, связанных с разработками биологического оружия», принятого в рамках Конвенции о нераспространении биологического оружия. И Грузия и Украина неукоснительно выполняют взятые на себя международные обязательства, в том числе и требования конвенции относительно функционирования биолабораторий.
В ответ на кампанию по дезинформации, в 2018 году по просьбе правительства Грузии в страну для инспектирования Центра Лугара прибыли 22 эксперта из 17 стран. Приглашение было направлено и российской стороне, однако оно было категорически отвергнуто – что наглядно свидетельствует об отсутствии реального интереса к работе лаборатории со стороны Москвы.
Эксперты посетили все объекты Центра, и отметили, что «группа не смогла выявить никаких несоответствий между работой центра и мирными, профилактическими и медицинскими целями». 4-7 декабря в Женеве состоялась встреча стран-членов Конвенции о нераспространении биологического оружия, в ходе которой все ее участники одобрили и поддержали выводы экспертов относительно деятельности Центра Лугара.
Поддельные доказательства
Дезинформация №1: Наличие в Украине и Грузии секретных лабораторий, существование которых признано сенатом США.
Утверждение, что биолаборатории в Украине и Грузии функционировали в секретном режиме – ложное.
Строительство Центра Лугара в Грузии началось в 2004 года на основании рамочного договора о сотрудничестве между Грузией и США, подписанного в 1997 году и соглашения между министерством обороны Грузии и департаментом обороны США, подписанного в 2002 году.
Соглашение предусматривает сотрудничество в сфере «предотвращения распространения опыта, технологий и патогенов, связанных с развитием биологического оружия». Аналогичный договор был подписан в 2005 году департаментом обороны США и министерством обороны Украины, и в его рамках в стране были построены несколько биолабораторий и научно-исследовательских центров 2-го уровня безопасности - один в Киеве, второй в Одессе.
Этот документ никогда не был секретным, и со дня подписания он доступен любому заинтересованному лицу.
Как уже было сказано, целью лабораторий является не распространение химической и биологической угрозы, а наоборот, ее предотвращение. Что касается утверждений о том, что сенат США признал существование в Украине финансируемых Вашингтоном секретных лабораторий по производству оружия массового уничтожения, то это ложная информация - ее источником являются неверно истолкованные слова заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд, которая по время парламентских слушаний заявила, что в «Украине есть биологические исследовательские лаборатории, но при этом ни словом не упомянула ни «секретные лаборатории», ни тем более разработку биологического оружия», как утверждают авторы фейков.
Сам же факт наличия лабораторий, занимающихся мирными исследованиями, никогда и не был секретом - все эти объекты действуют легально, открыто, и у любой заинтересованной стороны, в том числе и России, есть возможность убедиться в этом. По словам Нуланд, эти обвинения возможно служат оправданию будущих целей – использования фейка о разработке химического и биологического оружия в Украине для вооруженного вторжения в страну. Более подробно с деталями дезинформации относительно заявлении Виктории Нуланд можно ознакомиться в статье на «Фактметре».
Дезинформация №2: Американцы контролируют действующие в Грузии и Украине биолаборатории.
Лаборатория в Украине была создана при поддержке США, однако в настоящее время она не контролируется американцами.
С 2005 года США способствуют модернизации украинской лаборатории, проведению исследований, и мерам по превенции опасных инфекционных заболеваний. В течение всего периода сотрудничества американская сторона вложила 200 млн. долларов в 46 лабораторий и медицинских учреждений. Несмотря на то, что программа сокращения биологической опасности и осуществляемые в ее рамках научные и исследовательские проекты пользуются поддержкой со стороны США, в целом лаборатории полностью находятся в юрисдикции Киева - исполнителями программы являются министерство здравоохранения, Национальное агентство продовольственной безопасности и защиты прав потребителей, Национальная академия наук, и министерство обороны.
Аналогично обстоят дела и с Центром Лугара в Грузии, который после его задействования был передан правительству страны, и с 2018 года его деятельность полностью финансируется из бюджета Грузии. На сегодняшний день Центра Лугара является частью Национального центра по контролю над заболеваниями и входит в состав министерства здравоохранения Грузии. Все работы в лаборатории ведутся только с согласия правительства страны при координации с соответствующими ведомствами. В определении задач лаборатории американские партнеры никакого участия не принимают, и они не могут проводить там какие-либо независимые, и неконтролируемые властью страны исследования.
Дезинформация № 3: В Грузии и Украине в действующих лабораториях выводят опасные патогены, и создают биологическое и химическое оружие.
Как уже отмечалось, информация о том, что в лабораториях в Грузии и Украине работают над созданием биологического и химического оружия не соответствует действительности. Россия так и не представила ни одного доказательства этих обвинений, которые были оценены госдепартаментом США как «явная ложь и попытка использовать различные поводы для оправдание своих возмутительных действий».
Программа снижения биологической опасности, в рамках которой в настоящее время работают украинские ученые, состоит из нескольких проектов:
• «Оценки рисков распространения особо опасных патогенов птичьего гриппа, распространяемых перелетными птицами»
• «Изучение распространения гемморагического вируса «Крым-Конго» на территории Украины»
• «Изучение распространения свиного гриппа среди свиней и диких животных в Украине»
• «Эпидемиологический надзор над вирусом свиной африканской чумы и оценка региональных рисков».
Что касается Центра Лугара в Грузии, в нем функционирует 3 вирусологические лаборатории, аккредитованные в международной организации здравоохранения, которые исследуют полиомелит, грипп, краснуху и оспу, кроме того, под международным контролем работают еще несколько лабораторий, изучающих ротавирусы, инвазивный менингит, малярию, сопротивляемость к антибиотикам, дифтерию, сальмонелу. Центр также имеет международный сертификат ISO в области клинических исследований.
В последние годы в Центре Лугара ведутся исследования в рамках следующих программ:
• Характеристика факторов, вызывающих недифференцированные острые фебриллярные заболевания
• Изучение причин, вызывающих острые респираторные инфекции в Грузии
• Оценка и определение практических инструментов оценки случаев заражение ВИЧ-инфекцией.
• Установление ареалов обитания и распространения комаров и песочных вшей в Грузии.
Лаборатории, действующие в Украине и Грузии играют важную роль в борьбе против коронавируса с точки зрения эпидемнадзора, исследования контактов, лабораторной диагностики, координации действий по предотвращению распространения инфекции.
Дезинформация № 4: Перед началом «специальной военной операции» в Украине был издан приказ об уничтожении опасных патогенов для сохранения в тайне секретной деятельности США в Украине.
Российская сторона распространила фотоматериал, согласно которому Украина уничтожила находившиеся в лаборатории патогенны для того чтоб сохранить в тайне деятельность США по созданию биологического оружия, однако фото не предоставляет сколь-нибудь убедительных доказательств тезиса о создании биологического оружия в стенах лаборатории.
На самом деле Всемирная организация здравоохранения рекомендовала украинским властям уничтожить самые опасные патогенны, находящиеся в лаборатории, для того, чтоб избежать их возможной утечки во время боевых действий. По информации ВОЗ, находящаяся в Украине лаборатория многие годы тесно сотрудничает с международными организациями в вопросах усиления биологической безопасности и предотвращения возможных умышленных или случайных утечек патогенов.
ВОЗ не уточняет, была ли украинской стороной выполнена указанная рекомендация, однако после начала российского вторжения минздрав Украины издал приказ о «безопасном хранении образцов», целью которого является предотвращения распространения опасных микроорганизмов в случае нападения российских войск на лабораторию – риск такого нападения довольно велик, если принимать во внимание факты обстрела российскими войсками атомных электростанций, действующих в стране.
Таким образом, беспочвенные утверждения российской стороны о создании химического и биологического оружия в украинских лабораториях, ничем не подтверждаются. В течение многих лет Кремль ограничивается бездоказательными словесными обвинениями и поддельными документами.
В реальности же деятельность биолабораторий полностью соответствует условиям конвенции о нераспространении биологического оружия, а хранящиеся там вирусы и бактерии являются лишь объектами изучения, а не компонентами биологического оружия.
18 марта 2022 года на заседании Совета безопасности ООН обвинения России были оценены на абсурдные. Глава департамента разоружения Изуми Накамицу заявил, что у него нет информации о наличии в Украине программы по созданию биологического оружия.
------------------------------------------------
Статья была подготовлена в рамках программы Facebook по проверке фактов. В зависимости от вердикта, Facebook может наложить различные ограничения - см. соответствующую информацию по этой ссылке. Информацию об исправлении материала и обжаловании вердикта см. по этой ссылке.
[1] Вышесказанное заявление Кириллова, сделанное 7-го марта 2022 года, в котором он говорит, что "свиной грипп, который активно распространяется с 2007 года, был выведен в лаборатории в Грузии", прокомментировал заместитель директора Национального Центра по контролю заболеваниями, Паата Имнадзе: “В этом утверждении нет ничего нового. Опять были использованы старые тексты. Они говорят такую большую ложь - в 2007 году Центр Лугара находился в стадии строительства, фундамент только строился. Что еще я должен больше комментировать?”