В социальной сети Threads распространяется утверждение, согласно которому инициированный «Грузинской мечтой» закон «О прозрачности иностранного влияния» аналогичен американскому закону FARA. (Архив)

На самом деле это ложь.

3 апреля 2024 года правящая в Грузии партия «Грузинская мечта» нарушила обещание, данное общественности год назад, и вновь инициировала проект Закона «О прозрачности иностранного влияния».

Первоначально он был разработан в феврале 2023 года, а затем принят в первом чтении, однако в марте после многотысячных акций протеста, власть приняла решения о снятии проекта с обсуждения.

Нынешний текст документа практически полностью повторяет прошлогодний вариант, с единственной поправкой – вместо термина «иностранный агент» используется термин «проводник иностранного влияния».

Наиболее часто используемым аргументом является то, что якобы грузинский законопроект не только не нарушает ничьих прав, но даже является более либеральным, чем американский закон об иностранных агентах (FARA).

На самом деле, есть принципиальные различия между этими двумя документами.

В 1938 году в США был принят Закон о регистрации иностранных агентов (FARA) в ответ на иностранную пропаганду и политический саботаж, который исходил, в частности, из нацистских источников и от большевистского Советского Союза. При этом FARA не направлен против союзников.

БДИПЧ/ОБСЕ провел экспертизу грузинского законопроекта, инициированного в 2023 году, и опубликовал соответствующие выводы: «FARA в первую очередь сосредоточен на регулировании лоббистской деятельности.

По данным Министерства юстиции США, FARA направлен на то, чтобы правительство США и народ знали, кто пытается повлиять на политическую повестку дня от имени иностранного государства. Содержание закона заключается в следующем: он требует, чтобы любое (физическое или юридическое) лицо было зарегистрировано в качестве иностранного агента в Министерстве юстиции, если оно осуществляет деятельность, находящуюся под контролем иностранного государства, и участвует в политической или иной деятельности, определенной соответствующим законом.

Согласно сравнительно-правовому анализу, подготовленному Международным центром некоммерческого права (ICNL), который работает над улучшением правовой среды для гражданского общества, благотворительности и общественного участия во всем мире:

• FARA не устанавливает обязанность регистрации только по той причине, что организация получает финансирование из иностранного источника. Регистрация необходима, если организация действует по прямому указанию иностранного правительства и находится под его контролемю

• Ряд неправительственных и медийных организаций, работающих в США, получают иностранные гранты и помощь, но FARA не требует от них регистрации в качестве иностранного агента.

• В США менее 5% некоммерческих организаций зарегистрированы в базе данных в соответствии с требованиями FARA. Большинство зарегистрированных некоммерческих организаций являются филиалами иностранных политических партий.

В отличие от этого, грузинский законопроект, предусматривает регистрацию организации, получающей любое иностранное финансирование.

О том, что американский FARA и зарегистрированный в Грузии законопроект кардинально отличаются, говорится и в заявлении посла США Робина Дэнигана от 10 апреля 2024 года.

«Хочу еще раз повторить, что этот законопроект не похож на американское законодательство. США приветствуют роль наших организаций гражданского общества и то, как они помогают нашей стране. Наша страна, в частности, требует, чтобы организации и частные лица, которым платят за лоббирование иностранных правительств и их интересов, были зарегистрированы. Это совсем другой закон. При этом я хотел бы повторить, что США поддерживают Грузию, ее народ и правительство и поддерживают европейский путь Грузии» - сказала Даниган.

Исходя из всего вышесказанного, FARA защищает от вредного воздействия, исходящего из зарубежных стран, и позволяет избежать соответствующих угроз. Он руководствуется не фактом получения иностранных денег как таковым, а конкретной деятельностью, которая осуществляется в интересах третьего государства.

FARA нацелен не на деятельность общественных и медийных организаций, а на риски, которые могут исходить от враждебных государств. Тем не менее, в последнее время FARA сталкивается с большим количеством критики, особенно со стороны гражданского общества, которое считает закон слишком расплывчатым, и содержащим немало возможностей для интерпретации.

Резюмируя, можно сказать, что инициированный в Грузии законопроект и практика западных стран кардинально отличаются друг от друга. Так же, как и в России, организация будет объявлена проводником (агентом) иностранных интересов только на основании получения финансирования из-за рубежа. Для демократических стран это неприемлемая практика.

----------------------------

Статья была подготовлена в рамках программы Facebook по проверке фактов. В зависимости от вердикта, Facebook может наложить различные ограничения - см. соответствующую информацию по этой ссылке. Информацию об исправлении материала и обжаловании вердикта см. по этой ссылке.

თეგები: