Первый канал российского ТВ разместил на своей странице в Facebook сюжет о том, что в Латвии новогодние елки, в том числе и на центральных площадях городов, украшают нацистскими символами, в частности, свастикой.

В качестве подтверждения показана елка в городе Лиелварде, которая действительно украшена свастикой.

На самом же деле этот сюжет манипулятивный, так как в реальности, несмотря на то, что российский первый канал интепретирует свастику исключительно как нацистский символ, в данном случае знак не имеет ничего общего с немецким нацизмом.

Вообще же, общеизвестно, что свастика как таковая, сама по себе, появилась задолго не только до возникновения фашизма как движения, но и Германии, как страны – еще в доисторические времена на территории современной Азии.

То, что в 30-е годы 20-го столетия символ, родившийся в Азии на заре человечества был взят в качестве символа нацизма - само по себе никак не меняет его исторической значимости. Точно также звезду в виде символики используют многие страны и она означает самые разные идеологии – от коммунизма до сатанизма, однако на этом основании никто не считает звезду однозначно коммунистическим или сатанинским символом.

Аналогичная ситуация и в этом случае – на елках в Латвии не нацистский, а латышский национальный символ угунскрустс, огненный крест, который фиксируется на территории страны еще во времена, когда никакой Латвии в природе не существовало – в 3-4 веках нашей эры. Его можно часто встретить в национальных узорах в том числе и в период средневековья, и даже раньше.

Российские пропагандисты не отрицают, что на самом деле свастика – это не всегда нацистский символ, и что латышский символ уходит корнями в древнюю мифологию, и негативный смысл в нем появился лишь в 20-м веке.

Об этом, в частности, говорится в сюжете российской телекомпании «РЕН ТВ»: «Угунскрустс также относится к символам нацизма. Его корни уходят в латышскую мифологию, однако спорную репутацию он приобрел в середине XX века, когда правосторонняя свастика стала эмблемой немецких нацистов».

Иначе говоря, даже по версии российских пропагандистов, речь идет о «спорной репутации», а не о том, что латышская свастика априори связана с нацизмом.

О культурной значимости огненного креста говорится и в национальной энциклопедии министерства культуры Латвии. Энциклопедия поясняет, что хотя этот символ может иметь противоречивую интерпретацию, он пропитан латышской мифологией: «На территории Латвии самые старые находки огненного креста относятся к III веку. В последующие века огненный крест можно найти в археологическом материале всех этнических групп, проживающих на территории Латвии – либешу, куршу, земгалу, сэлу и латгалу».

При этом, по данным энциклопедии, отношение к свастике у латвийского государства дифференцированное – использование символа запрещено в контексте нацизма, однако в качестве древней национальной символики, части орнамента и узоров – вполне допустимо.

Таким образом, на елках в Латвии используется не нацистская свастика, а латышский национальный символ, соответственно, информация Первого канала является манипуляцией.

-------------------------------------------------

Статья была подготовлена в рамках программы Facebook по проверке фактов. В зависимости от вердикта, Facebook может наложить различные ограничения - см. соответствующую информацию по этой ссылке. Информацию об исправлении материала и обжаловании вердикта см. по этой ссылке.