В передаче 'Вечер с Владимиром Соловьевым' 4 марта 2022 года директор российского пропагандистского телеканала Russia Today Маргарита Симонян утверждала, что масштабные инфраструктурные проекты, такие, как транссибирская магистраль (Транссиб) строились не принудительным трудом заключенных, а рядовыми гражданами, на добровольной основе.

В частности, Симонян заявила: «Это же было не в Гулаге… Это же было не под пулями. Как мы строили Транссиб… с точки зрения благополучия тех людей, кто их строил... это богатые были люди, кто строили Транссиб… даже те, кто гвозди вбивали.»

Это заявление было сделано в контексте новых санкции против России, в результате которых многие иностранные компании, включая производителей технологий, либо покинули страну, либо отказались экспортировать свою продукцию в Россию.

Симонян утверждает, что России не составит труда заменить эти компании и их производство отечественными аналогами. В качестве аргумента, она приводит пример масштабных инфраструктурных проектов в период царской России и СССР, которые, по ее словам, осуществлялись без какого-либо принуждения, свободными гражданами, на добровольной основе.

На самом же деле, Транссибирская магистраль (железнодорожный маршрут между Челябинском и Владивостоком, соединяющий европейскую часть России с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными центрами) была построена в 1891-1916 годах, и в основном в ходе строительных работ использовался принудительный труд.

Утверждение Симонян, что, даже те, кто «гвозди вбивали» были богатыми людьми», не соответствует действительности и является ложью. Мы проверили несколько исторических фактов, касающихся строительства Транссиба и пришли к выводу, что во времена Царской России для строительства Транссиба в основном использовался труд заключенных, военных, крепостных и иностранцев (преимущественно, китайцев).

Что касается вольнонаемных рабочих, автор книги «Транссибирская магистраль» Кристиан Волмар утверждает, что они составляли «менее 20% от общей численности рабочей силы.»

В исследовании Волмара сказано, что «в целом в момент наиболее интенсивного строительства Транссиба трудилось около 13 599 каторжан и ссыльных, что, предположительно, составляло 20% от общего числа занятых. Поскольку альтернативы им не было, они явились костяком рабочей силы, в отличие от значительной части вольнонаемных, которые покидали рабочие места в сезон сбора урожая или просто когда им не нравились условия.

Исследование, проведенное после того, как линия была закончена, показало, что чуть больше 25% наемныхрабочих были иностранцами (в основном китайцами), остальные прибыли из европейской части России.

Волмар детально описывает процесс строительства Транссиба. В качестве демонстрации того, что утверждение Симонян является ложью, приведем несколько цитат из книги Волмара.

«Руководитель проекта Меженинов решил рискнуть и использовать единственный доступный в крае крупный источник рабочей силы: арестантов и ссыльнокаторжных. Это оказалось превосходным решением. Из тюрьмы в Иркутске, конечной точки Среднесибирского участка, на валку леса и строительство земляных сооружений и деревянных мостов, использовавшихся для переправы через узкие реки, было направлено 1500 заключенных.»

«Еще дальше на восток, на Забайкальской (от Байкала до Читы) и на Уссурийской (между Владивостоком и Хабаровском) железных дорогах использование заключенных в качестве рабочей силы было еще более необходимо и распространено еще шире. Коренные народы, составлявшие большинство местного населения и преимущественно являвшиеся кочевниками-охотниками, не стремились получить работу на стройке, а все прочие попытки найти рабочую силу потерпели поражение. Китайские подрядчики согласились прислать 15 000 рабочих из Китая, переправив их на стройку весной, когда лед в Золотом Роге — бухте в районе Владивостока — тает, и забрав назад в декабре — перед тем как вода снова замерзнет.»

«Орест Вяземский наряду с заключенными привлек к участию в строительстве несколько тысяч военнослужащих. Но те считали ниже своего достоинства заниматься черной работой и при поддержке своих офицеров, закрывавших глаза на происходящее, проводили политику, которую во времена сильных профсоюзов и слабого руководства назвали бы «работой по правилам».

«Неудачным оказался опыт по использованию солдат на строительстве железных дорог.»

«Столь масштабный проект, воплощавшийся преимущественно вручную, требовал целой армии рабочих рук. По самым оптимистичным оценкам, в разгар строительства в нем принимало участие 50 000 крепостных, и, предположительно, 10% из них умерло, главным образом в результате эпидемий тифа и дизентерии.»

Из вышесказанного следует, что утверждение Маргариты Симонян, о том, что Транссиб строился благополучными, богатыми людьми, включая тех, что «гвозди вбивали», является ложью.

-------------------------------------------------------------------------------

Статья была подготовлена в рамках программы Facebook по проверке фактов. В зависимости от вердикта, Facebook может наложить различные ограничения - см. соответствующую информацию по этой ссылке. Информацию об исправлении материала и обжаловании вердикта см. по этой ссылке.